Эстетическое воспитание детей

Эстетическое воспитание детей начинается с эстетики быта. Поэтому прежде всего следует позаботиться о том, чтобы обстановка в доме или квартире содействовала этому воспитанию. Нельзя мириться с тем, что убранство жилища иногда напоминает музей или склад всякой всячины. Например, не обязательно развешивать на стенах все семейные фотографии, их можно собрать в специальные альбомы. Выставлять множество мещанских безделушек незачем, вместо них можно иметь хорошие художественные репродукции, интересные вазы и статуэтки. Но их также не должно быть много.

В доме следует поддерживать, если можно так выразиться, эстетический порядок во всем, ибо эстетические взгляды и вкусы начинают свою историю с колыбели. Но пассивное созерцательство не возбудит у ребенка интереса к активному восприятию красивого, к творческой деятельности. Вот почему важно советоваться с детьми по вопросам приобретения мебели, картин, музыкальных инструментов, вовлекать их в трудовую деятельность по украшению жилища, двора, посадке цветов.

Важное значение в эстетическом воспитании детей имеет личный пример родителей. Очень хорошо, если в семье есть с кого брать пример, если взрослые интересуются различными видами искусства. История знает немало примеров, когда дети унаследовали любовь к искусству именно от своих родителей.

Доярка Анна Федоровна поет в хоре колхозного клуба. Ее дочь Зина увлекается игрой на аккордеоне. Иногда по воскресным дням в семье устраивается настоящий семейный концерт. Отец, мать и младший брат поют, а Зина аккомпанирует им. Девочка занимается музыкой в свободное время. Игра на аккордеоне не мешает ей хорошо учиться и трудиться, потому что на все у нее отведено свое время.

По-иному относятся к музыкальному воспитанию Павлика в семье бухгалтера колхоза. Павлик только и знает, что играет на гитаре. Родители с упоением рассказывают о якобы необыкновенных способностях сына. Но ничего не говорят о том, как сын запустил учение, остался в седьмом классе на второй год, как он груб с товарищами, неряшливо одет.

В современной колхозной семье имеются самые благоприятные условия для развития у детей не только эстетических вкусов, но и способностей. Почти каждая семья в состоянии приобрести какой-то музыкальный инструмент, купить краски и цветные карандаши, наборы художественных репродукций, ноты, пластинки с записями музыкальных произведений, разнообразную литературу по искусству и т. д. Это как раз и будет материальной базой эстетического развития детей.

Эстетическое воспитание детей необходимо вести по определенной системе, с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Например, родители должны всячески содействовать, чтобы ребята, которые обучаются в восьмилетней школе, обязательно занимались в кружках рисования, лепки, драматических, художественного чтения, литературных, хоровых, танцевальных, музыкальных, участвовали в школьных оркестрах и коллективах художественной самодеятельности. Одновременно с этим они должны посещать художественные выставки, музеи, концерты, музыкальные утренники и вечера для школьников, знакомиться с местными памятниками искусства, слушать по радио и смотреть по телевизору музыкальные передачи и театральные постановки.

Хорошо, если, готовясь к школьным музыкальным концертам и выставкам, подростки сами подберут материалы к тематическим альбомам и выставкам. Подобного рода альбомы, а также коллекции художественных открыток можно иметь и в личной библиотеке. Поможет в эстетическом воспитании школьников набор патефонных пластинок с записями произведений выдающихся композиторов.

После просмотра кинофильма, прослушивания музыкальной радиопередачи, посещения картинной галереи и т. п. следует поговорить с ребятами, убедиться, правильно ли поняли они увиденное и услышанное.

Надо добиваться также, чтобы дети готовились и активно участвовали в художественных олимпиадах и творческих конкурсах, в школьной художественной самодеятельности. Очень хорошо, когда в семье в часы досуга читают и обсуждают книги или статьи о творчестве выдающихся писателей, композиторов, художников, скульпторов, архитекторов, артистов. Во время прогулок следует обращать внимание ребят на красоту родной природы, содействовать, чтобы они сами занимались цветоводством, участвовали в школьных и районных праздниках цветов.